Условия перехода к игровой деятельности в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Оснащение игровой комнаты

Игрушки в помещении должны быть рас­положены по тематическому принципу так, чтобы каждый ре­бенок мог выбрать себе занятие по душе, и не мешал сверстни­кам во время игры. Так же должно быть выделено место и для совместных игр детей (столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и пр.).

Следует предусмотреть несколько различных модульных комплектов оборудования, которые помещаются в «мягкой» комнате площадью от 12 до 16 м2:

­ комплект «надувной замок» (резиновый модуль);

­ комплект «театр» (с поднятой платформой и занавесом на всей площади «модуля»).

В группах должен иметься игровой материал для сюжет­ных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы раз­личных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки тканей и др.).

Игрушки целесообразно расположить в разных местах игровой комнаты: в одном месте устроить ку­кольную квартиру, в которой будут сосредоточены все необхо­димые предметы обихода для игры в дом (семью); в другой - гараж для машин; в третьей - дом (уголок) для животных; в четвер­том - все для строительства. Предназначенные для игр иг­рушки должны располагаться в удобном для развертывания игры и доступном для ребенка месте, чтобы он имел возмож­ность самостоятельно выбрать необходимую игрушку.

В группах также должен находиться оригинальный дидак­тический материал, изготовленный взрослыми для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр и пр. Располагаться игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, мат­решки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометриче­ских форм и соответствующие вкладыши, коробки разных раз­меров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машин­ки и пр.; книжки с цветными картинками).

В музыкальном уголке игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты; аудиовизуальные средства).

Отведено место игрушкам и оборудованию для игр во время прогулок (ведерки, лопатки, формочки, со­вочки и пр.), игр и оборудования для развития ходьбы и дру­гих движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки).

Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка раннего возраста. В ран­нем возрастедля детей организуются эмоциональные и под­вижные игры, способствующие совместным положительным переживаниям («Ладушки», «Сорока-ворона», «Едем-поедем» и пр.). Устраиваются коллективные подвижные игры («Прят­ки», «Догонялки» и пр.), игры с предметами (совместное строи­тельство из кубиков, игры с куклами и пр.). Взрослый помогает детям учиться пользоваться предметами бытового назначения, осваивать действия с игрушками-орудиями (лопатка, ведерко, палочка, формочки и пр.), подражать действиям взрослых. Де­тей знакомят с элементарными способами конструирования с использованием различных материалов (конструкторов, куби­ков, бросового материала). Обучающие занятия строятся в фор­ме игры (знакомство с различными цветами, формами, соотно­шениями предметов и т. п. может производиться в рамках сюжетно-ролевой или дидактической игры).



Для развития собственной процессуальной игры детей зна­комят с различными сюжетами и организуют соответствующую возрасту игровую среду. Взрослые помогают детям освоить адекватные их возможностям игровые действия (поднести ложку или чашку ко рту куклы, помешать в кастрюльке еду, ровно поставить один кубик на другой, сделать больному укол и пр.). В игру вводятся предметы-заместители, показываются способы использования неоформленного материала. По мере овладения детьми игровыми действиями взрослые помогают им брать на себя различные роли и наделять ими персонажей игры. Организуются несложные сюжетные игры с нескольки­ми детьми. Демонстрация новых привлекательных игрушек начина­ется с называния их, чем инициируется повторение ребенком названия игрушки, после чего она дается малышу. Использу­ются и более сложные речевые игры, способствующие разви­тию всех сторон речи детей.

Свободное пространство организуется таким образом, что­бы дети могли передвигаться по всей групповой комнате и имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам.

При организации совместных игр детям помогают коорди­нировать свои действия, учитывать желания друг друга, высту­пать в качестве доброжелательных участников игр. Разрешать конфликты между детьми следует в мягкой форме, без насилия и окриков, переводя их в позитивные формы взаимодействия или переключая внимание детей на другие виды деятельности или предметы. Организуя совместные игры или занятия, взрослые не дол­жны заставлять участвовать в них всех детей. Если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, ему надо разрешить заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям.



Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка-дошкольника.В дош­кольномвозрасте, организуя совместные игры детей, их обу­чают координировать свои действия, учитывать желания друг друга, используя для этого адекватные средства (учат делить игрушки посредством жребия, установления очередности, раз­решать конфликты путем обсуждения и т. п.).

Необходимо создать все условия для возникновения и раз­вертывания игры дошкольников. В частности, педагоги органи­зуют условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: они читают вместе с детьми книги, прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях; организуют экскур­сии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотноше­ний, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр. Побуждение ребенка к развертыванию игры происходит через обращение («Посмотри, у зайчика болит ножка, давай его, полечим»), предложение поиграть в конкретную игру или выб­рать сюжет, принять роль и наделить ею партнера, договориться о правилах игры со старшими детьми и т. д.

В качестве непосредственных участников игры детям пред­лагают образцы различных игровых действий: взрослый кор­мит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить корабль; рассказывает, как играть в игры с правилами: «Съедобное-несъедобное», «Испорченный телефон», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбо­ра водящего и пр.

В педагогическом процессе необходимо соблюдать баланс между игрой и другими видами деятельности (оберегать время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями; обеспе­чивать плавный переход от игры к занятиям, режимным мо­ментам), между разными видами игры (подвижными и спокой­ными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и т. д.).

Необходимо проводить игры с разным числом участников, учитывая дружеские привязанности между детьми, объединяя отдельные играющие группы общим сюжетом, организуя со­вместные игры детей разных возрастных групп с целью их вза­имного обогащения игровым опытом. Также надо разви­вать способы игрового общения, т. е. общения детей как носите­лей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера). Взрослый внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равно­правный партнер. Игра должна организовываться с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повы­шающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрес­сивных детей и т. п.).

Особое внимание обращается на «изолированных» детей. Для них организуются доступные игры, их выдвигают на цен­тральные роли, оказывается поддержка в игре.

В дошкольном возрасте активно развиваются следующие виды игр: сюжетно-ролевая, игры с правилами, режиссерская игра, игры-драматизации, игры-фантазии (придумывание ска­зок и пр.), подвижные и спортивные игры. Детей знакомят с играми разных народов. Одновременно в педагогическом про­цессе используются различные дидактические игры. Игровые приемы используются также в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.


tvorcheskij-potencial-izobretatelskij.html
tvorcheskij-process-kompozitora.html
    PR.RU™