Типы взаимоотношений личности и культуры

Европейский тип Индивидуальное «Я» рассматривается как важнейшая культурная ценность. Ориентация на максимальную самореализацию, на оптимальное воплощение вовне
Древнекитайский тип (восточный) Высшая культурная ценность – подчинение человека культурным обычаям и традициям, подавление своего индивидуального «Я», чувство долга и необходимость соответствовать определенному культурному стандарту
Индийский тип Основан на понимании человеческого «Я» как необусловленной реальности сверхличного духа (наряду с другими природными образованиями и живыми существами). Телесное и эмпирическое человеческое «Я» подчинено сверхличному духу. Ориентация на растворение в универсальной духовной субстанции

Взаимовлияние культуры и личности: через системы социальной и межкультурной коммуникации.
Межкультурные коммуникации: обуславливают процессы диффузии, аккультурации, межкультурной адаптации, культурной аккумуляции и др.
Диффузия распространение культуры в социальном или географическом пространстве (в отличие от традиции как передачи культуры через поколение и время).
Факторы, влияющие на культурную диффузию: — степень интенсивности контактов; — условия контакта (насильственный, добровольный); — состояние и степень дифференциации общества, что определяет его готовность к усвоению нововведений.
Диффузия подразумевает: заимствование элементов другой культуры; аккультурацию, которой могут быть подвержены индивиды, группы, районы, нации, страны.
Аккультурация процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям
Культурная ассимиляция (вариант аккультурации) полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного и более "слабого", народа другой иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного "растворения" порабощенного этноса в этносе поработителя. Ассимиляция ведет к полной элиминации культурных различий.
Социальная ассимиляция результат постепенного усвоения представителями той или иной социальной группы социально-культурных черт другой группы. Объективной основой социальной ассимиляции являются процессы интеграции и интернационализации всех сторон жизни общества. Наиболее интенсивно социальная ассимиляция происходит в среде социальных, этнических, конфессиональных и иных меньшинств в условиях доминирования культуры большинства
Объективная основа социальной ассимиляции: процессы интеграции и интернационализации всех сторон жизни общества.
Этническая ассимиляция процесс усвоения представителями той или иной национальности языка, культуры, обычаев, традиций и т.д. другой национальности, в результате которого происходит потеря ими своего языка, культуры, обычаев, традиций и изменение самосознания их этнической принадлежности
Межкультурная адаптация сложный процесс, в результате которого человек достигает соответствия, совместимости с новой культурой чужого народа
Культурная аккумуляция - прибавление новых элементов к существующей культуре; процесс обогащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование из других культур.
Культурное пространство, или пространство культуры пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом, а также целые культурные миры – национальные культуры, наднациональные культурные общности, цивилизации



По отношению к культуре личность выступает:
Как «продукт» культуры Введен в ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими людьми в процессе инкультурации и социализации
Как потребитель культуры Использует нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике, языки и символы коммуникации, знания, оценочные стандарты и др.
Как производитель культуры Творчески порождает новые формы культуры, либо интерпретативно воспроизводит или оценивает в суждениях имеющиеся формы, что также квалифицируется как акт творчества
Как транслятор культуры Воспроизводит образцы культуры в практических действиях и суждениях, тем самым передает информацию о них другим людям



Мир культуры – это бытие культуры (традиции и ритуалы, нормы и ценности, философские и художественные творения, памятники и вещи).
Мир культуры – это человеческая духовность, воплощенная в принятых формах.
Важнейшие части культурного мира: - духовная культура(когнитивно-ценностная область культурного пространства), - социальная культура (регулятивно-ценностная область), - технологическая культура (когнитивно-регулятивная область).

Тема 3. Типология культур


tipologiya-professij-po-e-a-klimovu.html
tipologiya-psihologicheskogo-znaniya.html
    PR.RU™