Типы вопросов, которых следует избегать

Есть несколько типов вопросов, применение которых коучем и наставником недопустимо. Они не способствуют созданию доверительных отношений и могут спровоцировать негативные, защитные или двусмысленные реакции.

Не задавайте:

• Очень многословных вопросов — существует большая вероятность того, что они будут поняты неправильно.

• Нескольких вопросов сразу, объединяя их в один многосоставной вопрос — люди неизбежно будут выбирать сначала наиболее легкие части вопроса и избегать сложных, ответы на которые вам больше всего хочется получить.

• Наводящих или пристрастных вопросов: они обычно демонстрируют только то, что вы уже знаете или думаете, а не то, что действительно понимает или во что верит ученик.

• Хитрых вопросов с подвохом, если вы не объяснили их цели — они могут вызывать негодование и снижать мотивацию к ответу.

Примеры вопросов для сессии коучинга или наставничества

Очень сложно привести примеры вопросов, уместных в конкретных сессиях коучинга и наставничества, так как каждая из них будет отличаться от всех остальных и потребует от коуча-наставника приложения


170 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов

его общетеоретического понимания и определенного спектра навыков, удовлетворяющих требованиям этой конкретной ситуации.

Однако есть две техники, которые все же могут оказаться полезными в любой ситуации. Первая из них предназначена для ситуаций, когда ученики не уверены в себе и не готовы сделать пугающий их или неприятный им выбор. В этом случае иногда помогает «техника переноса». Другая ситуация почти полностью противоположна, и в ней коуч-наставник работает с очень опытным и мотивированным работником. В данном случае может быть полезным задавание вопросов с использованием методики GROW (англ. — «рост». — Примеч. перев).

Техника переноса

В ходе сессии коуч-наставник нередко сталкивается с ситуацией, когда ученик сознательно и/или намеренно избегает отвечать на вопросы, которые провоцируют его к пугающим или неприятным способам действия. Эти действия могут предполагать огорчение близкого друга или коллеги-ученика, критику члена его команды или признание нереалистичности его амбиций либо того, что его работа никогда не будет удовлетворять его. В подобных ситуациях коуч-наставник может посчитать, что будущее позитивное развитие личности ученика будет возможно только в случае, если он открыто признает неприятную истину.



Данная техника предполагает перенос ответственности за постановку пугающих или неприятных вопросов на ученика, совершающийся посредством употребления такой фразы, как: «Можете ли вы помочь мне, поставив себя на мое место? Если бы вы столкнулись с ситуацией, когда ваш ученик отвечал бы так же, как вы сейчас, как бы вы попытались с ней справиться? Какие вопросы вы попытались бы задать ученику, какие предложения или мнения предложили бы ему рассмотреть?»

Мы обнаружили, что практически все без исключения ученики принимают на себя ответственность, часто уверенно и с большой готовностью, и рекомендуют такие вопросы или действия, которые создают конструктивную конфронтацию существующим проблемам.

В процессе «переноса» они очень быстро осознают суть их предыдущих реакций, и нередко им оказывается проще обобщить выводы сессии с более позитивной позиции. Существует также тенденция оправдывать такое изменение поведения, используя фразы: «Конечно же, причина того, что я не решился на это сразу, состоит в том...»


Примеры вопросов для сессии коучинга или наставничества ■ 171

В этот момент становится проще глубже проникнуть в истинные причины сопротивления ученика изменениям.

Техника переноса позволяет коучу-наставнику помочь ученику освободиться от некоторых представлений, препятствующих его развитию и ограничивающих его свободу мыслить нестандартно. В этом смысле техника переноса сближается с тем, что Нэнси Клиен в своей книге «Время для размышлений» (Time to Think, 1999) назвала «вскрывающим вопросом». Она пишет:

В течение многих лет я коллекционировала «вскрывающие вопросы», которые вызвали изменения в судьбах людей и организаций. Ниже приводятся несколько примеров. Заметьте, что первая часть вопроса содержит позитивное предположение; его вторая часть возвращает внимание субъекта к его проблеме или цели:

• Если бы вам пришлось стать генеральным директором, какие проблемы вы бы стали решать в первую очередь и как бы вы подошли к их решению?



• Если бы вы знали, что эта организация очень в вас нуждается, как бы вы подходили к своей работе?

• Если бы ваше положение в данной ситуации уже было вполне определенным, в чем бы оно изменилось?

• Если бы вам не приходилось оглядываться на вашу жизнь, что бы вы сделали?

• Если бы врач сказал вам, что ваша жизнь зависит от того, измените ли вы образ жизни, что бы вы сделали в первую очередь?

Эти примеры позволяют лишь краем глаза увидеть то мощное воздействие, которое опытный коуч-наставник может оказать на своих учеников, чтобы они начали думать совершенно по-новому, свободно, с точки зрения потенциально выгодных для них возможностей, которые реально открыты перед ними.

Методика GROW

Если коуч в ходе занятий с высокомотивированным и опытным учеником систематически следует структуре GROW (см. главу 1), существует определенный выбор вопросов, которые он мог бы задавать. Они позаимствованы из работ Джона Уитмора и Майлза Дауни и слегка адаптированы.


172 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов

Цель (Goal)

Чтобы определить «цель», на которой ученик хочет сконцентрироваться в течение сессии, могут оказаться полезными следующие вопросы:

• Какова проблема, над которой вы бы хотели поработать сегодня?

• Чего бы вы хотели достигнуть к концу этой коучинговой сессии?

• Насколько глубоко и детально вы бы хотели сегодня поработать?

• Связана ли с данной проблемой ваша долговременная цель?

• Соответствует ли ваша цель критериям SMART?

• Сможем ли мы сегодня за то время, которое у нас есть, достигнуть того, что вы хотите?

• Уверены ли вы в том, что определили цель на эту сессию?

Реальность (Reality)

Чтобы помочь ученику более четко понять «реальность» его позиции и контекст, в котором он функционирует, могут оказаться полезными следующие вопросы:

• Что происходит в данный момент?

• Насколько вы уверены, что это точная репрезентация ситуации?

• Что вас заботит в этом вопросе и насколько сильно?

• На кого, помимо вас, влияет эта проблема?

• Кто знает о вашем желании что-то с этим сделать?

• Насколько результат ситуации подчинен вашему личному контролю?

• Кто еще и в какой степени контролирует ситуацию?

• Какие шаги в этом направлении вы предприняли на данный момент?

• Что заставило вас остановиться на этом и не предпринимать следующих шагов?

• Какие препятствия потребуется преодолеть в ходе дальнейшей работы над данной проблемой?

• Если таковые есть, какие внутренние препятствия или какого рода личное сопротивление против предпринимаемых действий вы испытываете?

• Какие ресурсы — навыки, время, энтузиазм, деньги, поддержка и т. д. — есть у вас уже сейчас?


Примеры вопросов для сессии коучинга или наставничества ■ 173

• Какие другие ресурсы вам понадобятся? Откуда вы их получите?

• Если бы я мог исполнить одно любое желание, связанное с этой проблемой, то каким бы оно было?

• Нужно ли вам переопределить свою непосредственную или долговременную цель? (Если ответ положительный, вам понадобится начать процесс заново — и это может произойти на любом этапе!)

Варианты действий (Options)

Чтобы помочь ученику полностью исследовать весь спектр возможных вариантов доступных для него действий, могут оказаться уместными следующие вопросы:

• Каковы различные способы, при помощи которых вы можете работать с данной проблемой?

• Какие крупные и малые альтернативы вам доступны?

• Что еще вы могли бы сделать?

• Что бы вы сделали, если бы у вас было больше времени, больше материальных средств или если бы вы обрели власть?

• Что бы вы сделали, если бы могли начать сначала, с чистого листа, с новой командой?

• Не хотите ли вы проанализировать мои предложения?

• Каковы преимущества и ограничения каждого из них?

• Какое из них дало бы наилучший результат?

• Какие из этих решений привлекают вас больше или лучше всего вам подходят?

• Какое из них принесло бы вам самое большое удовлетворение?

• Нужно ли вам переопределить свою непосредственную или долговременную цель? (Если ответ положительный, вам понадобится начать процесс заново — и это может произойти на любом этапе!)

Воля (Will)

Чтобы помочь ученику выработать программу действий, определить, какая ситуация подходит ему больше всего, а также побудить его принять на себя ответственность за осуществление этих действий, могут быть полезными следующие вопросы:

• Какой вариант выбора или какие варианты выбора вы предпочтете?

• Каковы ваши критерии и мерила успеха?


174 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов

• Когда именно вы собираетесь начать и завершить каждый шаг?

• Что может помешать вам предпринять эти шаги или достичь цели?

• Какое личное сопротивление (если оно есть) вы испытываете против того, чтобы предпринять эти шаги?

• Что вы сделаете для преодоления этого сопротивления?

• Кому необходимо быть осведомленным о ваших планах?

• В какой поддержке вы нуждаетесь и от кого она должна исходить?

• Что вы будете делать, чтобы получить эту поддержку, и когда?

• Как вы можете оценить по шкале от 1 до 10 баллов свою готовность предпринять эти согласованные действия?

• Что мешает вам поставить себе 10 баллов?

• Что вы можете сделать или изменить для того, чтобы ваша решимость приблизилась к 10 баллам?

• Есть ли что-либо еще, о чем вы хотели бы поговорить сейчас, или мы уже закончили?

• Когда бы вы хотели встретиться снова?

Мы должны подчеркнуть, что это только примеры, а не руководство к действию с точным указанием количества, типа и последовательности вопросов, которые должны быть заданы!


tipologiya-organizacionnih-kultur-do-chhendi.html
tipologiya-oshibok-pri-disleksii.html
    PR.RU™