Типы политических методологий

Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, среди которых выделяют:

— теологическую интерпретацию политики (Августин Аврелий, Фома Аквинский), в рамках которой политическая власть рассматривается как проявление божественной воли, а критерием политических процессов и явлений служит их соответствие этой воле;

—натуралистическую. Политические явления рассматриваются в ее рамках как обусловленные географической средой, климатом (Ш.Л. Монтескье, Ж. Бодэн);

— биополитику, которая изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, альтруизм, самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);

—психологическую интерпретацию. Здесь источник политических проблем видят в психических свойствах людей, в подсознательных импульсах, которые определяют характер их политического поведения и конфликтов, возникающих в политике (3. Фрейд, Г. Лас-суэл);

—экономический детерминизм. Смысл его наиболее полно выражен в словах К. Маркса: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6—7);

— институционалистскую версию. В ее рамках политика предстает в виде совокупности структур, организаций, устойчивых отношений и образований, в основе существования которых лежат нормы — фиксированные правила поведения, содержащиеся в уставах, программах, конституциях, а смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями;

— бихевиоризм (англ. behaviour — поведение), наоборот, сосредоточивает исследовательские усилия на фиксации, описании и объяснении политической деятельности, рассматривает политику как взаимодействие цепей поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащим эмпирической фиксации;

— системный подход заключается в исследовании политики как целостности, обладающей внутренней структурой и разнообразными связями с внешней средой, в выявлении фактора изменения и стабилизации политической жизни.



ЛИТЕРАТУРА

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Гл. 19. Демидов А.И.,

Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 2. Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1996. Гл. 2. § 2.

Политология: Курс лекций/Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С. 46—49.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.

5. Функции политологии как науки и учебной дисциплины

Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:

—познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных

компонентах;

— прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;

—практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;

— идеологическая. Политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;

— культурная. Политология обогащает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;

— воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.



Образование — это наиболее эффективный и быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.

ЛИТЕРАТУРА

Борисов Л. П. Политология. М., 1996. С. 3—5.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 1. § 2.

Бутенко А.К. Политология как наука и как учебная дисциплина в современной России // Социально-политический журнал. 1993. № 9—10.

Краснов Б. К. Политология как наука и учебная дисциплина // Социально-политический журнал. 1995. № 1.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 18—22.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.


tipi-trevogi-kakim-obrazom-lyudi-oshushayut-trevogu.html
tipi-uchyota-v-organizacii-komponenti-platformi-1s-predpriyatie.html
    PR.RU™